Впервые на гонку В связи с тем, что наши воспитанники всё настойчивее смотрят в сторону соревнований, немного поделюсь информацией, которая вполне может оказаться полезной.
Итак, вы накатали определенный опыт на тренировках, как-то хочется перенести его на гоночную трассу, да и чего уж стесняться, хочется и на тумбочке постоять.
Поэтому рано или поздно вы примите решение - пора! На гонку!
Если тренировочный процесс вам уже хорошо знаком, то гонка дело неизведанное и оттого мандражное, вопросов возникает много, а проехать хочется так, чтобы все удивились)))
В принципе аналогичная тема здесь уже поднималась (
http://f4.motogon.ru/motokross/hochu-na-gonku/), но в ней больше про то, что положить себе в автобус, я же напишу, что нужно положить себе в голову.
Чем отличается тренировка от гонки?
Тренировка/ГонкаВыспались и позавтракали/
встали в 5-00, кофе, бутер. Не всегда...Известная до мелочей трасса/
не всегда такСвободный график, катаете и отдыхаете когда захотите/
всё по расписанию и время ограниченноСтарт на тренировке всего лишь рабочий элемент (если вы его работали)/
40 ревущих быков по обе стороны от васВ тренировочном заезде мало людей на трассе/
дофига и большеЛояльные соратники/
агрессивные соперникиОбстановка в кайф (мы же любители)/
Нервяк. Местами сильный, ниже напишу в каком)))Даже по отдельности, каждый из этих факторов давит на вашу психику, а все вместе они доводят вас до сильнейшего стресса.
Насколько он сильный? Ну скажем так - вы можете запросто обделаться…
Не морщите нос - это произойдет в прямом смысле. Нет, ну не в штаны конечно же, а в ближайшем лесу или через дырку в деревянном полу)))
Так уж реагирует наша нервная система на сильный стресс, всё что нам не нужно в такой напряжный момент отправляется во вне.
Не думайте, что вы слабак и размазня, через это проходят практически все мотогоны и окончательно мандраж не проходит даже через много-много гонок.
Кстати, в Европе, в накопителе закрытого парка, там, где вы ожидаете выезда на старт, часто ставят пластиковый туалет и он не пустует, многие бегают на дорожку, избавится от лишнего.
Ваша задача перенести тренировочный опыт в гоночный максимально плавно, с минимальным количеством неизбежного стресса.
Для начала выберем КУДА едем (ну представим, что гонок у нас каждые выходные и на любой вкус))):
Идеальный вариант:Несколько лет назад РРГ проводили мероприятие, которое называлось
клубный день ⁃ Гонка проходит на домашней трассе
⁃ Значительная часть спортсменов ваши соседи по боксу, которых ты знаешь как облупленных
⁃ НЕ члены клуба заявлялись НЕ автоматически, было что-то типа фейс-контроля, или в отдельный заезд, если гость слишком быстрый. Всех деталей уже не вспомню…
Но это была офигительная штука для миграции хоббита с тренировочного процесса на гонку. Помнится был скулёж на тему «бляяя, а чё стартовые такие дорогие», но в целом идея правильная.
После такого опыта ехать на кантри-кросс или на мотокросс гораздо легче.
Мы прошедшей осенью вместе с мотобазой провели в Жостово совместную тренировку в формате гонки, суть та же: домашняя трасса, знакомые соперники + внешние соперники в качестве спарринг-партнеров для выхода из зоны комфорта.
В общем обращайтесь к тренерам и/или руководству клуба, в котором прописаны.
В конце концов вы можете замутить скоростные заезды с совместным стартом на тренировке выходного дня (когда достаточно много народу), для хоббитов это гораздо легче, чем сразу под танки бросаться.
Если ничего подобного организовать не получается, езжайте в
кантри-кросс, вы получите:
⁃ Старт с заглушенным мотором, битвы в первом повороте, как в мотокроссе нет
⁃ Можно договориться и встать на старте вместе со своими одноклубниками (так спокойнее)
⁃ Круг длинный, сразу же все растягиваются в цепочку и нет напрягающей толпы
⁃ Контингент в основном НЕ кроссмены, с менее агрессивной ездой.
Если и таких гонок на горизонте не предвидится, езжайте на
мотокросс.
Первое, что вам придет в голову - АБВГДка, решение очевидное, простое и естественно
неправильное. Как минимум спорное.
На мой взгляд это самый тухлый вариант для новичка. Тухлый, потому что нарушается правило «чтобы на разочароваться, не надо очаровываться» А вы будете разочарованы и сильно.
АБВГД-ка была задумана как гонка для спортсменов с близким уровнем, где группа Д - новички и далее по возрастанию, но ввиду большого количества товарищей с низкой социальной ответственностью, превратилась в театральный конкурс «Кто лучше умеет ныть про неумение ездить»
В этом формате за много лет так и не ввели понятных жестких критериев типа, проехал три гонки - группа Д закрыта навсегда, 10 гонок-забудь про группу С, ну или каких-то других ОБЪЕКТИВНЫХ И НЕОБСУЖДАЕМЫХ критериев. Все надежды на какую-то мифическую статистику, которую никто не ведет, но все на неё кивают, ждут пока прилетит волшебник в голубом вертолете и всех осчастливит.
Вы заявитесь надеясь на то, что будете гонять с такими же новичками, а схлестнетесь с хитрожопыми мудаками, которые хотят на халяву постоять на тумбочке, самоутвердившись за ваш счет.
Один из страхов новичка на гонке, то что кто-то прилетит в спину или на голову, но при наличии хитрожопых, в группе Д это более вероятно чем в Б, это ВАМ нужно гоночную адаптацию пройти, а они на тумбочку спешат.
Лучше конечно вообще в эту клоаку не соваться, но такой формат нравится также и организаторам, тк собирает хорошие стартовые, без которых хорошую гонку не провести. А это значит то, что вы еще не раз отгоняете в таком формате.
Поэтому для первого
мотокросса лучше выберите классический формат, уровня «кубок местной водокачки». Можно присмотреть гонку, которая совпадает с другими по датам (соседей по заезду меньше) или где-то есть культовая гонка, типа Хотьково, куда уедут все быстрые гонцы.
Итак, КУДА ехать мы определились, теперь КАК ехать гонку.
Погнали:Вы приехали на гонку, в идеале с ночевкой, с утра не будете напрягаться из-за возможного опоздания (дачники, пробитое колесо и пр)
Затем вам нужно пройти мандатку (заявиться на гонку) - в наших пенатах это почти всегда очередь и бардак, правильнее если это кто-то сделает за вас, механик например, которого вы за небольшую мзду пригласили себе в помощь)))
Этот же незаменимый товарищ выкатит и подготовит ваш мотоцикл, да и вообще целый день будет избавлять вас от лишнего геморроя, вы уж не поскупитесь на него!
Идём дальше… По трассе пешочком - на пешей скорости вы увидите гораздо больше, чем на мотоцикле.
Посмотрите как и где едут другие (НЕ дети на 85-ках, они и хоть летают дальше вашего, но у них совсем другие траектории и радиусы)
Тренировка (ознакомительная):Тут весело, ибо все хотят ехать НЕ в толпе, поэтому сразу же из закрытого парка будут мчать на все деньги
(что совсем неправильно). А если вы захотите всех пропустить и выехать последним (типа без толпы), то ничего не получится, пока вы выедете, первые уже завершат круг и вы снова в толпе.
Поэтому просто выезжайте в порядке общей очереди и начинайте раскатку. Средний, НЕмаксимальный темп, но по максимально раскрытым траекториям. Да, внешние радиусы не являются самой короткой и быстрой дорогой, но и вы не имея гоночного опыта приехали сюда не на тумбочку залезть. Ваша задача, максимально отключиться от внешнего давления и прикататься к трассе. К тому же на внешних траекториях гораздо свободнее и если вы боитесь, что вам кто-то прилетит в спину, то там это наименее вероятно.
По мере прикатки, начинайте смещаться в быстрые дороги (по которым едут лидеры). Но так как тренировки на гонке очень короткие, то сильно прикататься не успеете, не парьтесь, у вас впереди еще два заезда.
Да, тренировки не только короткие, но их еще и сокращают. Поэтому если вы поедете на гонку, трассу которой изучили вдоль и поперек на обычных тренировках, то это будет оптимальным вариантом.
Гонка:Если это не клубная гонка или кантри, а классический мотокросс и у вас не получилось угадать с составом, попали вместе с сильными гонщиками - не беда, это НЕ опаснее чем группа Д.
Просто не спешите газовать на старте, притормозите на секунду, все уедут и догнав после старта таких же как и вы, начинайте их прессовать.
К тому моменту как лидеры догонят вас на круг, вы со своими соперниками вытянетесь в змейку и им не составит труда обогнать вас грамотно, технично и БЕЗОПАСНО.
Главное им не мешать.
Как правильно не мешать лидеру:Классика новичка: услышав рев мотора и приближение инопланетного гонщика, новичок ЗАКРЫВАЕТ газ полностью, что в случае 4Т равносильно эффективному торможению (чего догоняющий не ждет), затем начинает вертеть головой и тушкой, и одновременно с этим уступать дорогу переезжая на другую сторону трассы. Поскольку скорость отличается в разы, то попасть под колеса инопланетянина проще простого. Он за доли секунды нарисовал траекторию обгона, и новичок своим дерганьем именно в неё и припёрся.
Как надо: прикрыть газ, то есть слегка сбросить темп, у вас и так скорость отличается в разы, не крутиться и не дергаться, не менять траекторию, то есть вообще не подавать виду, что собираетесь что-то делать, просто катите как и катили. Чемпион всё сделает сам, ваша задача ему не мешать. Ну можно конечно притормозить, если после обгона он влез в вашу дорогу. Просто он может затормозить в повороте (перед вами) очень эффективно, а вы нет. Ткнётесь в него и упадете, если же упал он (вы его сбили), не парьтесь, это его косяк, он со своим опытом должен был это просчитать.
Бывают еще недочемпионы, вы их узнаете по крику: «ЭЭЭЭЭЭЭ, бляяяяяяяяя» - не реагируйте и продолжайте ехать своей траекторией.
Если крики не прекращаются - отвечайте. Стандартный ответ в таком случае: «Пошел нахуй!»
Поясню почему так:
⁃ Вы едете впереди, у вас нет глаз на затылке и именно ВЫ выбираете ту траекторию, которую считаете правильной.
⁃ Догоняющий ВИДИТ вас и может (должен) прогнозировать вашу траекторию (это кстати прописано в правилах - при столкновении виноват догоняющий).
⁃ Вы на гонке и услужливость тут ни к чему, вы же не расшаркиваться приехали.
Из личного опыта: Иванютин, Дементьев, Сафронов, Тонков-старший и еще несколько гонщиков уровня ЧР/ЧМ, сколько бы раз они меня не обгоняли (очень много раз))), всё, что я от них слышал, это скрип тормозных колодок, затем полный газ. И всё. Никаких «дай лыжню, эгегегей и пр»
И это не только чемпионская вежливость, это еще и банальная безопасность.
Круговой, который сам по себе находится в стрессе, да если его еще и придавить криком, скорее всего сделает только хуже обгоняющему.
Если такой псевдочемпион этого не понимает, ему же хуже, и профилактическо-воспитательное «Пошел нахуй!» ему будет в помощь.
В идеале для предотвращения таких ситуаций трасса на всей своей протяженности должна иметь возможности для обгона (несколько рабочих траекторий), а флаг-маршалы синий флаг, которым ПРИКАЗЫВАЮТ вам уступить дорогу для быстрого гонщика. Но наша реальность немного другая, грамотные трассы редкость, а синий флаг я видел только по телевизору на гонках АМА.
Ну вот в первом приближении примерно так…
Отгоняли, восхитились своей решимостью, загрузились в автобус, отблагодарили механика, группу поддержки и поехали
бухать отдыхать)))