За две недели нашего отсутствия в Москве на работе и дома накопилось очень много неотложных дел. Времени в настоящий момент на подробное описание этого мото-тура, категорически не хватает. Постараюсь в ближайшее время выкроить время и описать более подробно наш ралли рейд по горам Болгарии. Сейчас же поделюсь информацией, напрямую не относящуюся к самому туру, но, тем не менее, как мне кажется, может быть полезной всем, кто отважится отправиться за границу в подобное путешествие со своим мотоциклом.
В этот раз мы везли три мотоцикла на одном прицепе, причем, мой КТМ был с ПТС, а две Ямахи со спортивными документами + копия ГТД +отказное письмо о постановке мотоцикла на учет в ГИБДД+ договор купли-продажи. Еще были именные приглашения к участию от Болгарского мото-клуба.
Границу с Украиной решили пересекать, как и раньше, не на главном таможенном посту трассы М3 в Хомутовке, а ушли от Брянска чуть правее к новому переходу Погар – Гремяч. На этом терминале, в отличие от основного перехода в Хомутовке, почти всегда свободно. Надеялись быстро и без очередей попасть на территорию Украины.
На Российской стороне прошло почти все гладко, таможня изучила все наши документы, на каждый их вопрос мы доставали очередной документ. Со стороны это походило на игру в карты….
«Документы на мотоциклы – Вот, пожалуйста, спортивные паспорта….
Где приобретены и растаможены ли мотоциклы – Вот, договор от дилера и копия ГТД…
Почему тогда не стоят на учете в ГИБДД – Вот, отказное письмо о постановке на учет…
Куда следуете – Вот, приглашение на тур в Болгарию…..»
Карты – биты)))))))
Проверять номера VIN по базе не стали, хотя в базе есть данные даже по скутерам, которые проходили таможенную очистку в России, и такую проверку могли легко нам устроить. Но скорее всего, сказалась наша подготовленность и куча сопроводительных бумаг заготовленных нами заранее. Проходили таможню через «красный коридор», заполнили декларацию на вывоз из России двух WR-450. Мой КТМ-ЕХС с гос. номерами, пропустили как транспортное средство без деклараций. В прицепе еще стояли канистры с 60литрами бензина, бдительный погранец начал было развивать эту тему….но мы сказали, что это специальное высокооктановое топливо для кроссовых мотоциклов и тема не получила дальнейшего развития. Хотя, на просторах интернета попадалась разная противоречивая информация о норме вывоза и ввоза бензина между Россией и Украиной. Кто говорил 10л на человека, кто 20…..кто-то говорил 10 на одно транспортное средство… Короче, особых придирок на Российской стороне не возникло, и мы благополучно оказались на Украинской таможне. То, что здесь будет все не так просто, мы старались заранее подготовить себя морально …… Но, провести почти четыре часа в унижении мы все же не были готовы. Как и в прошлые разы, первый наезд на нас был от пограничников: « Мы не знаем как вас оформлять…».далее старая песня о главном. « Вы должны положить на границе депозит равный каталожной стоимости мотоциклов.» В прошлые мои поездки это решалось за 10-20 американских рублей. В этот раз таможня не унималась: «Какие будут от вас предложения???» Я озвучил прошлые расценки, но они рассмеялись, мол вы чё…..посмотрите на каких машинах вы едите. И действительно, в прошлые разы я пересекал этот пост на Форд-фокусе, а сейчас мы были на новеньком Паджерике и 4-Мондео. Ситуацию усугубляло и то, что мотоциклы на прицепе были разными по типу оформления. Мой, по идее, надо было сгружать с прицепа и провозить через границу как транспортное средство, а два других декларировать на временный транзитный ввоз. Но, на меня был оформлен еще и один из автомобилей…..и тут началась волынка, что нельзя на одно лицо два транспортных средства провозить за раз. После торговли, сговорились на 1т. наших рублей за мой мотоцикл. После аналогичных драматических постановок и за Ямахи пришлось заплатить так же по рублю. Украинской мытне было абсолютно не интересны наши документы и приглашения от болгар. На любую нашу бумажку или аргумент у них было заготовлено два в ответ. Но и это оказалось не конец…..далее был паспортный контроль. Там барышня прикинулась полоумной и на отрез отказалась нас оформлять. « Я мол, первый раз такое оформляю и понятия не имею, как мне вас проводить….идите к начальнику смены». Узнав от нас и от начальника, что мы уже порешали все вопросы с пограничниками, с дамой приключился приступ жадности и смелости…..в присутствии доброго десятка людей проходящих паспортный контроль, смелая дама, совсем потеряв страх, вайдосила на весь вагончик: «Это вы с ними порешали, а тут главная Я!!!! Вы что хотите на весь день тут остаться??? Ну тогда давайте решайте финансовые вопросы и здесь». Нам ничего не осталось, как коррумпировать и эту даму еще одним деревянным рублем. Только после этого Украинская таможня дала добро на въезд. Под конец нас добил погранец на последнем шлагбауме. Так как он стоит на последнем звене, то денег ему видно не часто перепадает и это обстоятельство его похоже сильно печалит. Доепался он до моего мотоцикла с номерами……мол дайте мне на него страховку. Мои доводы, что мотоцикл едет не своим ходом его явно не волновали. «Умный значит???....Тогда давайте страховку на прицеп…..» Разрешить ситуацию удалось лишь, когда ему сказали по рации, что мы уже все вопросы с таможней порешали…….Паренек изменился в лице, заулыбался и пожелал нам счастливого пути.
В общей сложности на Украинской границе мы провели почти 4 часа!!! Причем до последнего момента мы не были уверенны, что вообще сможем пройти этот переход. Еще надо заметить, что действительно на Украине до сих пор требуется страховать прицепы. В России подобную практику пару лет назад отменили, в Румынии и Болгарии тоже прицепы не страхуют отдельно от автомобиля. Получается, что нет смысла делать «Зеленую карту» на прицеп только из-за проезда по территории Украины. В крайнем случае, можно купить Украинскую ОСАГО на прицеп на границе. 15-ти дневная «Зеленая карта» на легковой автомобиль в Москве стоила 1350 рублей.
Натерпевшись на этом переходе, у нас пропало всякое желание ехать в Болгарию более коротким путем через Одессу и Молдавию (там тоже очень рады мотогонам с прицепами с техникой). Решили идти в объезд Молдавии через Риоде-Житомир, Хмельницкий, Черновцы, на пост Порубне – Сирет (Румыния).
Да, еще маленькая деталь. Перед поездкой установил на автомобиль газовую установку, о чем впоследствии ни разу не пожалел. Бак тороидальной формы на 54 литра, ставится вместо запаски. Пропан-Бутан был на всем пути, и на бензин почти нигде не пришлось переключаться. В России газ стоил 13-15 рублей за литр. На Украине 6.6-7.1 гривен ( 25-27 рублей). В Болгарии был когда приехали по 1.31 лева (26 рублей) , но потом вдруг резко подешевел до 1.25 (25 рублей за литр).
Один евро равен 1.95 болгарскому леву. При курсе евро к рублю в районе 39 рублей, получается, что один лев примерно равен 20 нашим рублям.
Из Москвы выезжали в 6 утра, были планы добраться за день как можно ближе к Румынии, но из за хохляцкой таможни все планы рухнули и пришлось ночевать сразу за Киевом. На подступах к Киеву на трассах много готелей, но нужно выбирать…..по цене все более менее схожие 800-1500р за номер, но за эти деньги можно поселиться в очень достойном номере, а можно и в отстое советского периода. Но в этот раз нам не повезло. Взяли люксы за 400 гривен в отеле «Снайпер» по качеству которые не тянут и на одну звезду. Но сил на поиски уже не осталось. На следующий день, во второй половине, добрались до Черновцов. Перед самой границей был очень приличный новый отель. Цены на номера оказались дешевле «Снайперских», а ремонт очень даже достойный. Там же поужинали и заправились топливом.
Граница через Порубне почти всегда с очередями, как на Украинской, так и на Румынской стороне. В этот раз опять спасло что одна наша машина была с прицепом и пошла «Красным коридором», а я пристроился за ней, так как на прицепе был и мой мотоцикл. Это дало возможность мне объехать метров 200 очереди из легковушек и подъехать почти к терминалу. Боюсь сглазить, но эта Украинская таможня была всегда лояльна к мотоциклистам, а уж к эндуро теме особенно. Видно сказывается, что через эту границу чаще всего едут спортсмены на романьяки. Несмотря на очереди, обе границы прошли не более чем за полтора часа, а главное без выноса мозга.
На Украине прикупили света отражающие жилеты (22 гривна – меньше 100 рублей), так как Румыны иногда могут устроить проверку. Их присутствие обязательно как аптечка аварийный знак и огнетушитель. Проезд по территории Румынии платный, называется «рувинет». Стоит не дорого и продается на крупных АЗС, на стекло ничего не клеится, а заносится в электронную базу и полицейские сразу могут пробить автомобиль по номеру. За отсутствие оплаты штраф достаточно большой, чем местные полисмены и промышляют. Но есть один нюанс, о котором я узнал лишь в прошлом году на одном Румынском сайте. Оказывается, даются одни сутки на транзитный проезд по Румынии без покупки винетки. Еще Румынские полицейские любят сидеть в засадах с радарами и перед ЖД переездами, которых в Румынии просто море и везде перед переездами стоят знаки СТОП. Румыния почти вся состоит из мелких населенных пунктов, скорость ограничена до 50км\ч, а дороги в основном однорядные.
Решили не останавливаться и всю ночь ехали по пустынным дорогам почти 800км. Шли на Галац, через Сучаву, Роман,Бакэу,Мэрэшешти. Далее через платный мост перед Хыршова, далее на Констанца, а затем на Болгарскую границу в направлении Добрич. Проезд через мост стоит 9 румынских лей (один лей равен примерно 9 рублям), можно оплатить проезд и картой VISA. Бесплатного объезда нет, остальные варианты проезда ведут на другие платные мосты, или на паромные переправы. Уже не далеко от границы нас остановила полиция, после проверки документов полисмен прицепился к отсутствию винетки, но магические слова «one day transit free of charge» повергли его в недоумение от нашей просвещенности в данном вопросе. Он попросил показать паспорт с отметкой о въезде в страну, после чего загрустил и пожелал нам приятного путешествия…..
Граница Румынии с Болгарией была пройдена без проблем. Наши спортивные документы очень похожи на свидетельство о регистрации. Таможенник сверил номера VIN кода на раме и на свидетельстве, сделали отметки в паспортах и мы оказались в Болгарии. Там же поменяли евро на левы и купили уже Болгарские дорожные винетки, которые клеятся на лобовое стекло. От границы до Варны всего 150 км. и через пару часов мы уже были на базе у Реми. Путь от Москвы до Варны занял чуть более двух суток с одной ночевкой и расстояние с объездом Молдовы в 2300км.
Обратную дорогу опишу уже завтра.