Небольшой ликбез.
- Теплопроводность чугуна в 3-4 (в зависимости от марки) раза ниже, чем алюминия. На сухой, запрессованной, гильзе теплопроводность перехода, вероятно еще больше. Система охлаждения рассчитана на алюминий. Возможен локальный перегрев.
- Заводские гильзы не запрессованы, а залиты. Что позволяет применять тонкую гильзу. Это, наряду с другими преимуществами, уменьшает негативный эффект от пониженной теплопроводности.
- Коэффициент теплового расширения у чугуна меньше. В сочетании с пониженной теплопроводностью, это потребует другого теплового зазора, что приведет к повышению динамической нагрузке на юбку на недогретом моторе. Так же возможен прихват при перегреве. Напомню, поршень сконструирован под алюминиевый цилиндр.
- Цилиндры без гильзы и покрытия изготавливаются из алюминиевого сплава с содержанием кремния порядка 18%. При изготовлении добиваются (путем локального охлаждения) направленной кристаллизации кремния в рабочей зоне. Так же обработанную поверхность цилиндра протравлевают, для увеличения поверхностной концентрации кремния. Некоторые производители применяют отдельные алюминиевые гильзы с содержанием кремния до 27%, для упрощения технологии изготовления блока цилиндров. Поршни для алюминиевых цилиндров железнят.
Небольшой ликбез.
- Теплопроводность чугуна в 3-4 (в зависимости от марки) раза ниже, чем алюминия. На сухой, запрессованной, гильзе теплопроводность перехода, вероятно еще больше. Система охлаждения рассчитана на алюминий. Возможен локальный перегрев.
- Заводские гильзы не запрессованы, а залиты. Что позволяет применять тонкую гильзу. Это, наряду с другими преимуществами, уменьшает негативный эффект от пониженной теплопроводности.
- Коэффициент теплового расширения у чугуна меньше. В сочетании с пониженной теплопроводностью, это потребует другого теплового зазора, что приведет к повышению динамической нагрузке на юбку на недогретом моторе. Так же возможен прихват при перегреве. Напомню, поршень сконструирован под алюминиевый цилиндр.
- Цилиндры без гильзы и покрытия изготавливаются из алюминиевого сплава с содержанием кремния порядка 18%. При изготовлении добиваются (путем локального охлаждения) направленной кристаллизации кремния в рабочей зоне. Так же обработанную поверхность цилиндра протравлевают, для увеличения поверхностной концентрации кремния. Некоторые производители применяют отдельные алюминиевые гильзы с содержанием кремния до 27%, для упрощения технологии изготовления блока цилиндров. Поршни для алюминиевых цилиндров железнят.
Валерий все верно, только несколько неточностей.
- Теплопроводность чугуна действительно ниже чем алюминия в 4 раза, но при использовании чугунной гильзы это как раз на руку - более медленная теплопередача позволяет ей оставаться горячее алюм рубашки и приближаться к ее тепловому расширению.
- Залитые гильзы скорее исключение чем правило (встречаются в основном на старых японских относительно утилитарных снегогодных и аквабайковсих моторах и еще кое где) - их стенки обычно толще чем устанавливаемых в цилиндрическую посадку - для них даже тот же L.A.SLEEVE производит ремонтные тонкостенные с цилиндрической посадкой гильзы для установки чугун в чугун.
- Тепловой зазор при прочих равных условиях для чугунной гильзы принято, и мной тоже, делать на 0,01 - 0,02 больше при диаметре поршневой 54-65, как раз для того что бы в прогретом состоянии зазор с никосилем / гильзой был равен. А работа холодного мотора с высокой нагрузкой даже в спорте минимальна. Но по моему эта практика спорная по двум причинам. Мне известны очень высоко форсированные 2т моторы с чугунной гильзой и очень маленьким тепловым зазором. И например серьезный производитель кованных поршней WISECO в своих рекомендациях по зазору не делает разницы между использованием своих поршней в цилиндрах с покрытием или гильзой на одном и том же моторе.
- Ну и просто интересный факт - современные самые злые картинговые 2т 125 моторы, классов KF2 и KF3 более форсированные чем 125 кроссовые в стоке с чугунной гильзой.
- По моему все таки применение покрытия в массовом производстве обусловлено его дешевизной относительно изготовления и установки гильзы. Просто не стали изобретать робот, который по осевым, радиальным и угловым размерам изготовит гильзы с полным совпадением с рубашками, которые тоже в результате разного литья и базирования под мех обработку отличаются. Чего только стоят шедевры от последних аквобайковсих Ямах, где окна с рубашкой не совпадают до 2-3мм!!!