Тема прогресса в обучении поднималась не раз и не два и даже не три
- (
http://f4.motogon.ru/trenerskaja/progress-v-gruppah/)
- (
http://f4.motogon.ru/trenerskaja/e-oo/)
но мы снова наступим на любимую мозоль, но уже с предварительной статистикой (см. вчерашний пост)
Уровень хоббита, это конечно важно, но прогресс в первую очередь зависит от поставленной цели.
Если вы поставили цель стать чемпионом мира, то у вас есть множество вариантов:
- Стать чемпионом Мира
- Стать серебряным призёром
- Стать бронзовым призёром
- Занять 4-е, 5-е…., ну и так далее, вплоть до чемпиона местной водокачки))
Если вы НЕ поставили себе цель, то вариант один - вы её не достигнете.
Начнём с самой лайтовой группы
1.ФизкультурникиМотокросс как приятная альтернатива спортзалу с его потным и скучным железом.
Достаточно трепетно относится к своей безопасности:
Упасть, содрать локти, синяк, вывих, перелом – данунах. Лучше не спешить.
Думаете ссыт?
Нет, просто у человека есть семья, работа, какая-то другая ответственность и рисковать из-за своего увлечения готов не каждый.
Абсолютно нормальный и правильный выбор.
При этом к спортивным вершинам эти парни не стремятся, про гонки даже не задумываются, создается впечатление, что они катаются абсолютно бесцельно.
На самом деле цели конечно же есть, просто они именно физкультурно-развлекательные, а не спортивные, к тому же парни из данной категории могут получать кайф не только от езды, но и от всего что рядом: крутой мотик с оранжевыми колпачками и прочим тюнингом, красивая экипировка, хороший автобус, приятная компания ну и так далее...
Сколько же нужно учиться такому физкультурнику? Давайте разбираться.
С одной стороны спортивные результаты не нужны, отзанимался 10-15 занятий, получил основы и вперед, за впечатлениями.
Но, с другой стороны, требования к минимизации, а лучше к отсутствию травматизма располагают к тому, что эта группа обычно катается с тренером пожизненно.
Фразу:
«травмы в мотокроссе неизбежны» слышали? Пиз@ёж!
При грамотном подходе к обучению, травма, это лишь вероятность, неизбежностью она является для тех, кто учится методом тыка! Самотыка))
А также для тех, кто пытается прыгать через ступеньки в процессе обучения - б
ольшая доля скрабовиперов и покорителей разрывных трамплинов тому яркий пример.
2.Эндуристы и им подобные группы выходного дня и катания вокруг дачи.
Как уже упоминал, самая многочисленная группа, с глубоко запрятанным стремлением к спортивному росту. Сокрытие обусловлено ложной уверенностью в том, что мотокросс это сложно и недостижимо.
Наш опыт показал диаметрально противоположный результат.После нескольких занятый, поняв что мотокросс это не столько элита, сколько основа и фундамент, и он доступен для освоения через НЕ сложные упражнения, парни уже по другому смотрят на свои спортивные перспективы.
Начинаются зарубы по трассе, планы на ближайшую гонку становятся весьма амбициозны.
И самое главное, на этой же гонке они подтверждаются, после Тучково-кантри и Чехова эмоции в нашей тренировочной whatsapp-группе были самые позитивные и обнадеживающие.
И после такого подтверждения многие стали смотреть на мотокросс гораздо увереннее.
Неудивительно, что именно из этой группы у нас самый большой приток клиентов.
3-Спортсмены-любителиТут все понятно, есть ярко выраженная цель залезть на тумбочку. Тех, кто пытается туда пробраться через артистические способности и скандалы с комиссарами на гонках, отсекаем. Это не наш контингент.
Для тех, кто идет через пот
и кровь и не пускает сопли:
Для понимания основ достаточно нескольких занятий, а вот закрепление правильности и совершенствование навыков, процесс пожизненный.
Именно поэтому мотокроссом люди заболевают практически навсегда. В отличие от фитнесс клуба.
Но, если вам нужен спортивный рост, то тренер нужен! Почему?
Давайте сравним два подхода - тренерский и классический любитель-самокат.
Как готовиться среднестатистический самокатающийся спортсмен-любитель...
- Приехал, разгрузился, покатался по трассе с несколькими перекурами, загрузился и уехал.
Ну кто-то конечно попробует помучать скрабовипы.
Кто-то возьмётся допрыгнуть столы - есть такое распространённое заблуждение: если распрыгал столы, то я освоил трассу)
И это при том, что основной ресурс в поднятии вашего хода кроется в поворотах, а совсем не скрабовипах и прыжках. Но почему-то это все игнорят.
Тренерский вариант (наш в данном случае), точнее один из вариантов:
- разминка по трассе, 10-15 минут.
- работа над элементами, 10-15 минут или 2х10 минут.
- скоростные заезды, 5-7 раз со стартом по урезанному в пополам кругу, темп как первые круги в гонке.
- заминка по трассе, 15 минут, в около гоночном темпе.
Каждая часть тренировок имеет свою цель:
- Первая - раскатка, помогает вкатится в тренировку и при этом не перенапрячься, не вцепиться в руль и не закрепоститься.
- Вторая часть - работа над элементами: старты, повороты, торможения и т.д. и т.п. - требуют многократного повторения и закрепления. Тренировать долго нет смысла, теряется концентрация. А вот тренировать постоянно, на каждой тренировке это очень эффективно.
- Скоростные заезды - вынуждают вас выйти из зоны комфорта, в которую вы неизбежно скатитесь, просто нарезая круги по трассе.
- Заминка - фактически гоночный заезд, но только не в режиме сразу после старта, а в режиме который вы едете оставшуюся часть заезда, скорость близкая к максимальной, хоть и не на все 100%. Задача продержаться весь заезд без косяков по технике езды.
Итого, на всё про всё уходит примерно 0,8 моточаса по счетчику или 1,5 часа вместе с чаепитием и переодеванием. На трассе, в выходной, когда не надо мчать на работу, по счетчику может получиться и час и даже 1,2. Гонять больше смысла не имеет.
В год набегает 70-90 часов. Не за сезон, а именно за весь год, включая зиму.
Такого режима в наших реалиях вполне хватает для призовых подвигов на гонках нашего же уровня.
При том, что многие самокатающиеся накручивают на счетчики своих мотоциклов гораздо более 100 часов за год.
Вывод:При грамотном тренировочном процессе 60-80 часов в год вполне достаточно для планомерного роста на гонках нашего уровня. Это три раза в неделю, за вычетом межсезонья, отпуска с семьей, новогодних пьянок и прочих запланированных и не очень перерывов.
Но если вы накручиваете 100 и более часов в год, а прогресса нет, то вы едете не в ту сторону,
ищите тренера.Понятно, что тренировочный план можно написать себе самостоятельно и даже какое-то время его соблюдать.
Но, то что мы видим на тренировках и гонках, говорит само за себя.
4-Профессионалы, ну с этими товарищами все просто.
Про правило 10 000 часов наверняка слышали,
«Чтоб добиться успеха в определенной области деятельности, необходимо потратить 10 тысяч часов на такую деятельность!» Уточнение: не на изучение, а именно на практику.
Кто-то в это правило верит, кто-то нет, но у Ю.И. Трофимца тоже есть что-то похожее…
Книги под рукой нет, поэтому по памяти:
Чтобы научиться ездить нужно примерно 800 часов,
Чтобы добиться мастерства нужно еще 2000 часов
Чтобы выйти на мировой уровень, добавьте еще 4000 часов.
Что кроется за определениями
научиться ездить-добиться мастерства-мировой уровень сказать сложно, понятия субъективные, но все равно получается, 6800 часов на достижение высшего уровня. Это конечно не 10 000, но и к Трофимцу попадали не все, а только те, кто прошел вступительный экзамен. То есть пацаны способные и с правильными задатками.
В общем 6 часов в день на мотоцикле, 6 дней в неделю, минус месяц в год на релакс и через 8-10 лет можно зарубиться с Жекой и Севой)))